Максим Казаков
Автокредитование в рамках госпрограммы субсидирования ставок расширяется – к уже участвующим в ней банкам в ближайшее время могут присоединиться еще несколько. Доля льготных автокредитов постоянно растет, и банки, не попавшие в госпрограмму, оказываются в сложном конкурентном положении
Относительно недавно расширение числа участников программы стало возможным благодаря подписанному Владимиром Путиным постановлению правительства, которое смягчило требования к банкам. Так, перестало быть обязательным наличие у банка-участника не менее чем 50-процентной доли государства в капитале.
Но несмотря на популярность специальных программ, Иван Сысков, начальник управления развития автокредитования ЮниКредит банка, отмечает, что наиболее распространенным среди заемщиков является так называемый классический автокредит, когда заемщик подтверждает доход и трудоустройство. “Это объяснимо, ведь по таким кредитам банки предлагают наиболее низкие ставки и отсутствует ограничение в выборе”, – считает специалист. Если говорить о цели кредита и валюте, то превалируют рублевые кредиты на новые автомобили, сообщает он.
Анна Каминская, заместитель начальника департамента маркетинга и поддержки продаж коммерческого банка “Открытие” отмечает обратное: “Одним из основных факторов является размер ежемесячного платежа. Как следствие, популярны совместные программы банков и производителей, программы рассрочки”. Спрос на льготные кредиты в настоящее время ниже, чем было заложено в программе правительства. В результате половина запланированной суммы будет перенесена на 2010 год, говорит Анна Каминская.
Программы льготного кредитования помогают купить в кредит автомобили из утвержденного постановлением правительства списка по ставке гораздо более привлекательной по сравнению со стандартным предложением банков. “Дотация, равная 2/3 ставки рефинансирования, – это сильный аргумент с точки зрения конкуренции по цене кредита”, – полагает Иван Сысков.
Сегодня автопроизводители просто вынуждены регулярно контактировать с банками, для того чтобы повышать покупательскую способность клиентов посредством специальных акций. Ведь на многие банковские программы, вроде экспресс-кредита, сейчас соглашаются только сумасшедшие, потому как ставки по ним завышены на столько, что переплата кажется просто немыслимой.
Б?льшим спросом, если рассматривать стандартные программы (на новый автомобиль, на подержанный, без справок, с обратным выкупом и т.д.), пользуются программы на покупку новых автомобилей. По сравнению с остальными они удобны небольшими процентными ставками, невысоким первоначальным взносом и отсутствием ограничений в выборе автомобилей, которые есть при покупке машины по специальной акции.
Еще в прошлом году, как только начался кризис, банки начали увеличивать ставки на автокредиты, но никто не мог подумать, что тогдашнее повышение будет только началом и что ставки дорастут до такого уровня, как сейчас. Ниже в таблице указаны процентные ставки ведущих российских банков по кредитам на покупку нового автомобиля на октябрь 2008 года и на август 2009 года. Так же дополнительными критериями в таблице являются первоначальный взнос от 20 до 40%, у Русфинанс банка от 10% и срок от 3 до 5 лет.
№ |
Банк |
Годовая ставка,%, октябрь 2008 |
Годовая ставка,%, август 2009 |
1 |
Росбанк |
9,5-10 |
20,50 |
2 |
Сбербанк |
11,25-12,25 |
15-17 |
3 |
ВТБ 24 |
12 |
18-20 |
4 |
Райффайзенбанк |
12,5-13,5 |
22,5-25,5 |
5 |
Абсолют Банк |
14 |
19,5-22 |
6 |
Русфинанс Банк |
14,50 |
22,5-29 |
7 |
Юникредит Банк |
16-17 |
20-22 |
8 |
Уралсиб |
17,90 |
21,9-23,9 |
9 |
Альфа-банк |
23,50 |
26 |
Из этой таблицы видно, что ставки банков меньше чем за год выросли в полтора раза. Соответственно, покупательская способность на автомобильном рынке тоже снизилась за счет проблематичности займа денег в банках, ведь под такие проценты далеко не каждый станет брать кредит, а про экспресс-кредитование скоро можно будет забыть вообще.
Специальные программы по автокредитам во время кризиса будут пользоваться популярностью, и чем большее их число будет предлагать каждый банк, тем больший успех они будут иметь. Однако бдительным нужно быть всегда, и не стоит забывать, что не все спецпрограммы так хороши, ведь где-то могут скрываться “подводные камни”.
Источник: РБК.Кредит