Классические автокредиты могут утратить спрос

Максим Казаков

Автокредитование в рамках госпрограммы субсидирования ставок расширяется – к уже участвующим в ней банкам в ближайшее время могут присоединиться еще несколько. Доля льготных автокредитов постоянно растет, и банки, не попавшие в госпрограмму, оказываются в сложном конкурентном положении

Относительно недавно расширение числа участников программы стало возможным благодаря подписанному Владимиром Путиным постановлению правительства, которое смягчило требования к банкам. Так, перестало быть обязательным наличие у банка-участника не менее чем 50-процентной доли государства в капитале.

Но несмотря на популярность специальных программ, Иван Сысков, начальник управления развития автокредитования ЮниКредит банка, отмечает, что наиболее распространенным среди заемщиков является так называемый классический автокредит, когда заемщик подтверждает доход и трудоустройство. “Это объяснимо, ведь по таким кредитам банки предлагают наиболее низкие ставки и отсутствует ограничение в выборе”, – считает специалист. Если говорить о цели кредита и валюте, то превалируют рублевые кредиты на новые автомобили, сообщает он.

Анна Каминская, заместитель начальника департамента маркетинга и поддержки продаж коммерческого банка “Открытие” отмечает обратное: “Одним из основных факторов является размер ежемесячного платежа. Как следствие, популярны совместные программы банков и производителей, программы рассрочки”. Спрос на льготные кредиты в настоящее время ниже, чем было заложено в программе правительства. В результате половина запланированной суммы будет перенесена на 2010 год, говорит Анна Каминская.

Программы льготного кредитования помогают купить в кредит автомобили из утвержденного постановлением правительства списка по ставке гораздо более привлекательной по сравнению со стандартным предложением банков. “Дотация, равная 2/3 ставки рефинансирования, – это сильный аргумент с точки зрения конкуренции по цене кредита”, – полагает Иван Сысков.

Сегодня автопроизводители просто вынуждены регулярно контактировать с банками, для того чтобы повышать покупательскую способность клиентов посредством специальных акций. Ведь на многие банковские программы, вроде экспресс-кредита, сейчас соглашаются только сумасшедшие, потому как ставки по ним завышены на столько, что переплата кажется просто немыслимой.

Б?льшим спросом, если рассматривать стандартные программы (на новый автомобиль, на подержанный, без справок, с обратным выкупом и т.д.), пользуются программы на покупку новых автомобилей. По сравнению с остальными они удобны небольшими процентными ставками, невысоким первоначальным взносом и отсутствием ограничений в выборе автомобилей, которые есть при покупке машины по специальной акции.

Еще в прошлом году, как только начался кризис, банки начали увеличивать ставки на автокредиты, но никто не мог подумать, что тогдашнее повышение будет только началом и что ставки дорастут до такого уровня, как сейчас. Ниже в таблице указаны процентные ставки ведущих российских банков по кредитам на покупку нового автомобиля на октябрь 2008 года и на август 2009 года. Так же дополнительными критериями в таблице являются первоначальный взнос от 20 до 40%, у Русфинанс банка от 10% и срок от 3 до 5 лет.

Банк

Годовая ставка,%, октябрь 2008

Годовая ставка,%, август 2009

1

Росбанк

9,5-10

20,50

2

Сбербанк

11,25-12,25

15-17

3

ВТБ 24

12

18-20

4

Райффайзенбанк

12,5-13,5

22,5-25,5

5

Абсолют Банк

14

19,5-22

6

Русфинанс Банк

14,50

22,5-29

7

Юникредит Банк

16-17

20-22

8

Уралсиб

17,90

21,9-23,9

9

Альфа-банк

23,50

26

Из этой таблицы видно, что ставки банков меньше чем за год выросли в полтора раза. Соответственно, покупательская способность на автомобильном рынке тоже снизилась за счет проблематичности займа денег в банках, ведь под такие проценты далеко не каждый станет брать кредит, а про экспресс-кредитование скоро можно будет забыть вообще.

Специальные программы по автокредитам во время кризиса будут пользоваться популярностью, и чем большее их число будет предлагать каждый банк, тем больший успех они будут иметь. Однако бдительным нужно быть всегда, и не стоит забывать, что не все спецпрограммы так хороши, ведь где-то могут скрываться “подводные камни”.

Источник: РБК.Кредит