Сбербанк хочет прислушаться к мнению своих клиентов. Получится ли?
В начале октября Сбербанк объявил о новом проекте.
К празднованию своего 170-летия 12 ноября и конференции, посвященной этой дате, был создан сайт sberbank21.ru. Он будет использован для сбора народных мнений и идей о том, как нам улучшить Сбербанк и даже – всю Россию.
Самым активным участникам предложат представить доклады с лучшими идеями на конференции «Сбербанк-170». Возможно, банк пригласит некоторых участников своими руками осуществить свои идеи по обустройству Сбербанка.
Название для нового проекта придумано, как водится, заграничное. «Краудсорсинг – это извлечение из большого числа людей своего рода бриллиантов – реальных экспертов, это новейшие методы и инструменты создания «коллективного разума» для решения труднейших задач, в том числе задач конструирования будущего, – так объяснил суть проекта Сергей Карелов из компании Witology, которая разрабатывала проект.
В своем желании использовать «помощь зала» Сбербанк не одинок – нечто подобное есть и у Альфа-Банка.
Но вот у крупнейшего конкурирующего госбанка – ВТБ – подобного проекта, насколько я знаю, нет. Если, конечно, не считать за такой проект блог Алексея Навального и встречи с представителями миноритарных акционеров. Похоже, некоторая закрытость является одной из отличительных черт проводимой банком политики, что было ясно видно и во время покупки Банка Москвы.
Поскольку проблема «Как нам улучшить Россию» должна иметь, на мой взгляд, несколько иные пути решения, я ограничусь в своей колонке только банковской темой.
Сбербанк в последние годы приятно удивляет тем, что его руководитель пытается подтянуть сервис и услуги банка до уровня крупных частных банков России.
Что только для этого не предпринималось – от знаменитых «писем Грефа», его «горячих линий» с сотрудниками, до «биржи идей» сотрудников банка и конкурса среди сотрудников на лучший рассказ, на котором в прошлом году победила история «38 шоколадок и грибы».
Недавно как раз сообщалось, что за последний год «биржа идей» помогла сэкономить целых 7 миллиардов рублей. Оказывается, в проекте уже участвуют 70% сотрудников – невиданно высокий результат! Надеюсь, добровольный…
Впрочем, отмечу, что руководители многих банков и наполовину не столь открыты как Герман Греф. Некоторые из них предпочитают решать рабочие вопросы келейно, руководствуясь классической книгой Никколо Макиавелли «Государь». Возможно, такая стратегия и тактика руководства гораздо больше приспособлены к реалиям российского бизнеса?
Как же новый проект выглядит в реальности?
Для участия в проекте нужно зарегистрироваться. С сайта sberbank21.ru Вы попадаете в сообщество «Сбербанк-21» на сайте социальной сети для деловых людей «Профессионалы.Ру».
В ходе регистрации Вам придется дать полные данные о себе – имя, фамилию, родной город, дату рождения, являетесь ли Вы клиентом банка и т.п. В общем, мышь не проскочит зазря, и желающая пофлешмобить молодежь, наверное, тоже.
Для участников сообщества, которые готовы анализировать и дорабатывать советы, а также искать практические решения и стать экспертом проекта, организованы две специальных площадки.
Участников проекта на момент написания колонки было уже более 3 тысяч. Пока они вносят и анализируют предложения.
Самая обсуждаемая пока проблема – многочасовые очереди в отделениях банка. Обсуждается и такая, например, актуальная для малого бизнеса тема как работа с ним Сбербанка и помощь банка в разработке бизнес-плана. И даже – как быстро избавиться от наличных расчетов в России.
Будет ли польза для банка от такого проекта?
Я думаю – обязательно. Обсуждением проблем банк как минимум привлечет внимание тех потенциальных клиентов, кого раньше отталкивали духота и многочасовые очереди в его отделениях. Они могут заглянуть туда снова хотя бы из любопытства. Ведь вместо критики качества услуг банка в интернете людям предложили способ решить их проблемы.
Но вот насколько проект удастся – пока сказать сложно. Ведь и проблем у него тоже будет немало.
Не знаю, насколько человек, никогда не работавший в Сбербанке, может улучшить его производственный процесс. Ведь для этого его нужно знать хотя бы в общих чертах. Лишь часть этого процесса видна самим сотрудникам рядового и среднего звена. Да и частенько в банках сотрудники в соседних кабинетах не знают деталей работы друг друга. Скорее всего, основная часть предложений, как и раньше, будет связана с улучшением розничных продуктов банка.
Вопрос только в том, не пойдут ли пожелания клиентов по улучшению сервиса в банке в разрез с той самой компанией экономии? Ведь чем качественнее и индивидуальнее работа банка с клиентами и чем выше квалификация сотрудников банка – тем банку это обходится дороже.
Кстати, вопрос внедрения интересных идей в банке тоже может оказаться непрост. Обычно именно на стадии внедрения губятся или неузнаваемо портятся многие замечательные идеи. Также процесс улучшения работы Сбербанка вполне может саботироваться его нижним звеном сотрудников, которые издревле (подозреваю, что все 170 лет) были перегружены работой, имели относительно небольшие зарплаты, и которым вовсе не до высоких идей руководства.
Так что новые сотрудники, пришедшие улучшать банк, могут столкнуться с неприятными сюрпризами.
Будем надеяться, что очередной проект Германа Грефа поможет улучшить если не всю Россию, то хотя бы работу ее крупнейшего госбанка. Клиентами которого волей-неволей по различным причинам был практически каждый из нас.
Лично я буду судить о переменах в Сбербанке не столько по оптимистичным новостям, сколько по своим впечатлениям и впечатлением моих друзей и знакомых от общения с сотрудниками Сбербанка в конкретных отделениях.
Поэтому мне хотелось бы верить, что те из «неинновационных» 30% сотрудников, кто отлично выполняет свою ежедневную работу, но не желает участвовать в подобных проектах, не будут испытывать трудностей в карьере.
Ведь, в конце концов, работу сотрудника нужно оценивать не столько по наличию у него великих идей о том, как нам обустроить Сбербанк и Россию, а в основном по тому, как он выполняет свои прямые служебные обязанности.
Источник: bankir.ru