Нереальные деньги

Некоторые крупные банки заявили о том, что планируют вводить собственный сервис по оплате в интернете электронными деньгами. Это, конечно, соответствует общему девизу банковской системы: «Даешь комиссионный доход!». Но как-то… несолидно, что ли. С другой стороны, прогресс не стоит на месте. Возможно, на банковской кассе, помимо монет из драгметаллов, скоро будут предлагать положить деньги на мобильный телефон – ведь тоже бизнес, тоже доход – комиссионный.

В последнее время банки действительно стали искать точки соприкосновения с операторами интернет-платежей. Причем некоторые кредитные организации временами уделяли больше внимания этому сотрудничеству, чем, например, развитию собственного интернет-банка.

Я ни разу в жизни не совершал платежи через виртуальные кошельки. Всегда пользовался интернет-банком кредитных организаций – заплатить с текущего счета или с карты я могу за все, что мне нужно. Требуется сделать перевод по реквизитам на какой-либо счет – без проблем. Если получаешь зарплату на карту банка, у которого есть нормальный интернет-банкинг, необходимость в электронных кошельках обычно отпадает.

Хотя преимущество у этих кошельков все же есть – для тех людей, кто часто делает покупки в интернет-магазинах и кто не желает засвечивать номер своей карты. Список виртуальных магазинов, в которых можно совершать покупки на «нереальные» деньги, очень велик. Кроме того, при оплате через интернет-операторов покупатели могут получать довольно серьезные скидки. Если же говорить о платежах за квартиру, электроэнергию, телефон и многих других бытовых переводах, интернет-банк ничем не уступает. Причем нет пресловутых ограничений в 15 тыс. рублей, проблему которых сейчас пытаются как-то решить. А для безопасных расчетов в интернет-магазинах можно обзавестись отдельной картой – обычной или специально предназначенной для оплаты в сети.

На мой взгляд, для банка с точки зрения репутации самостоятельный выход на рынок электронных денег напоминает выход крупного сетевого ресторана на рынок уличных пирожков или хот-догов. Пусть даже теперь электронные деньги обращаются в рамках закона. Но это моя субъективная оценка, возможно, в виртуальных деньгах для банков, как и в беляшах для ресторанов нет ничего зазорного.

Пока слабо верится, что крупные банки решатся всерьез развивать это направление с нуля. Покупка оператора – еще возможно. Хотя логичнее было бы продолжить развитие партнерских отношений. В действительности кредитных организаций здесь интересует не столько комиссионный доход (в том числе, за обналичивание средств, выводимых из системы), сколько клиентская база, которой обладают операторы электронных денег. Из-за этих баз, собственно, некоторые банки и решаются пойти на некоторые репутационные риски.

Но возникает вопрос: какие банковские продукты будут интересны заядлым пользователям интернет-кошельков? Учитывая, что в сети уже сформировалась «культура» электронных займов: операторы предлагают пользователям одалживать друг другу деньги. Сайт платежной системы здесь выступает как площадка, ответственности за возврат средств владелец ресурса не несет. Человек, который дает взаймы, сам определяет допустимую степень риска, от которой зависит процентная ставка.

Возможно, банки смогли бы перевести все это «безобразие» в цивилизованное русло. Но необходимо, как минимум, убедить граждан из сети, что кредит в банке получить проще. Кстати, много ли пользователей системы электронных платежей смогут рассчитывать на ссуду в банке, тем более что винтики оценки рисков снова закручиваются? Словом, добраться до клиентской базы операторов – не самая сложная задача, а вот чтобы эффективно ее использовать – нужно очень постараться.

Источник: bankir.ru