С недавнего времени условия выдачикредитов ужесточились, и новым клиентам теперь тяжелее получить одобрение нассуду. Не обошла эта ситуация стороной и автокредитование – оно осталось безгосударственных субсидий, объем автокредитования в РФ падает.
Какая может быть альтернатива?
В этих условияхнеудивительно, что клиенты ищут какую-либо альтернативу автокредитованию. Помнению экспертов, качественной заменой автокредитам в самое ближайшее времяможет стать лизинг.
Проблемы кредитования в РФ
Из-за более жесткихтребований к кредитованию банки стали осторожнее относиться к новым клиентам. Отныне для получения ссудывам придется доказать банку, что вы сможете легко выплачивать и сам кредит, ипроценты по нему.
Да, ситуация в сферекредитования нынче тревожная. Об этом свидетельствует и рост объемапросроченной задолженности. Так, в марте 2014 года ее доля в портфелерозничного кредитования составила 13,3%. Это, пожалуй, самый высокий показательс декабря 2010 года.
Это во многом связано сповышенным спросом на потребительские кредиты в последние годы, когда банкилегко предоставляли займы практически всем, не предъявляя особых требований.
Теперь ситуацияпоменялась и банки заинтересованы не в количестве клиентов, а в их качестве.
Автокредитования сегодня
Подобная ситуацияскладывается и на рынке автокредитования. Уже не так легко, как раньше, можноприобрести автомобиль, привлекая заемные средства. Согласно последним данныманалитиков, банки все чаще предпочитают отказывать клиентам в выдаче кредитавследствие высокой просрочки по ним.
Такая ситуацияспособствует тому, что покупка авто в лизинг в среднесрочной перспективе можетзанять до 30% розничного рынка продаж автомобилей. Таким образом, лизинг можетудержать на плаву стремительно падающий автомобильный рынок. Особенно еслиучесть, что совсем недавно государственное субсидирование автокредитования –существенное подспорье российского рынка – было отменено.
Что говорит статистика?
Ярослав Бобрович,председатель правления «Автогорбанка» поделился информацией, что на начало 2014года доля автомобилей, реализуемая с привлечением банковского финансирования,достигала около 50%.
Однако спрос наавтокредитование падает. Не последнюю роль здесь играет снижение покупательнойспособности населения и ужесточение требований к заемщикам. Ужесточениетребований в первую очередь рассчитано на регулирование роста кредитованиясреди населения. Баки стремятся ограничить себя от рисков и свести к минимумупроблемные задолженности.
Так, на сегодня банки,скорее всего, не выдадут автокредит клиенту, у которого в наличии уже имеетсяипотека. И наоборот, многие клиенты не могут получить ипотеку на приобретениеквартиры, пока не выплатят автокредит.
Согласно даннымАссоциации европейского бизнеса, только в 2013 году падение продаж легковыхавто составило 5,5% (по сравнению с 2012 годом). За первый квартал 2014 годападение составило еще 4%. И в ближайшее время рассчитывать на возобновлениероста спроса не приходится.
В такой ситуации лизингспособен стать важным инструментом, стимулирующим продажи. Своего рода, лизингздесь играет роль «точки роста» на стагнирующем рынке. В ближайшем будущем,клиенты, желающие приобрести автомобиль, все чаще будут рассматривать вариантлизинга.
Перспективы лизинга
Стоит отметить, что вЕвропе примерно 2/3 автомобилей приобретаются именно при помощи лизинга. Вразных странах продажа авто в лизинг составляет 30-50% от общего количествапродаваемого транспорта.
Лизинг подразумевает, чтовы получаете право пользоваться автомобилем, не выплачивая его полную стоимость. При этом лизингодатель берет на себя некоторые заботы об автомобиле:обеспечивает страхование, при необходимости заменяет старый автомобиль на новыйи т.д.
Лизинг может быть спереходом прав собственности и без оного. При лизинге с переходом правсобственности первоначальный взнос должен составлять 20-49% от стоимостиавтомобиля.
При лизинге без переходаправ собственности первоначальный взнос равен от 10% от стоимости авто, приэтом остаточную стоимость на момент возврата эксперты определяют виндивидуальном порядке. Она зависит от многих факторов, в том числе от моделиавто, марки, комплектации, а также срока лизинга.
Таким образом, учитываянегативные тенденции в области автокредитования, лизинг становится полноценнойзаменой автокредитованию.